пятница, 9 августа 2013 г.

Неделя в «ALEhouse» или что можно успеть за семь дней

То, что провести отпуск, в традиционно пивной Европе в этом году не удастся в виду семейных обстоятельств, маленький ребенок и т.д., было понятно давно. К счастью, подвернулся вариант с Ригой. Хорошо когда у тебя есть друзья, к которым ты можешь поехать, как получилось в нашем случае, и очень замечательно, что в Риге, помимо очарования и красоты самого города, есть места и для пивного туризма. 


Честно говоря вместе с идей отправиться в Ригу, у меня в голове сразу же возник образ пивного ресторана «ALEhouse». Наверное, многие знают, что «ALEhouse» –  это бар-магазин в Риге, специализирующийся на крафтовом, по большей части американском пиве. Бар уже успел отметиться одним фестивалем, назывался он «черная зима», так как проводился он зимой и был ориентирован на крепкие имперские стауты.

Так уж повезло рижанам, что помимо «ALEhouse» в городе базируется еще один крафтовый ресторан-магазин, который называется «S.Brevinga». Находится он прямо в центре старого города, пролегая на пути основных туристических троп. Не так давно помимо ресторана в городе был еще чисто пивной магазин «S.Brevinga», который, к сожалению, закрылся.

Именно «S.Brevinga» стала первой точкой, куда занесло мои оголодавшие по пивным изыскам рецепторы. Я ожидал увидеть в «S.Brevinga» бум настоящего крафта, полки забитые пивом; когда я входил, на языке упрямо засело слово «Mikkeller», однако увиденное там, немного меня разочаровало. На первом этаже располагался пивной бар, на втором ресторан, а между ними, под лестницей расположились 3 полки, на которых были редко расставлены заветные бутылочки, в основном стандартная Бельгия, Англия, немного Mikkeller, «Brewdog», и один сорт «To Øl». В любом другом случае, я был бы неимоверно счастлив, увидеть всё это – в России, подобного нет и близко, но планка, которая засела где-то в голове, и была уже заточена под конкретные марки и стили, не давала порадоваться в полной мере. Так, прикупив бокал от «BrewDog»  я решил отправиться в «ALEhouse».

Но видно в этот день желанное пиво для меня было закрыто, потому как «ALEhouse» встретил меня вывеской «Closed». Первый день в Риге прошел без пива.


На второй день, мне наконец-то удалось попасть в «ALEhouse». Выбор крафтового пива здесь конечно же впечатляет. Если не сравнивать с американскими и лучшими «Beer Store» Европы, я думаю «ALEhouse» вполне смог бы потягаться в плане выбора со многими пивными бутиками.


Самое главное это то, как здесь подобрано пиво и какие пивоварни представлены, даже при беглом взгляде на полку бара становится ясно, что здесь, в одном месте собраны одни из лучших крафтовых представителей Северной Америки и не только. Сами посудите или «порейтебирьте»: «AleSmith», «HoppinFrog», «Port Brewing/Lost Abbey», «Founders», «Jolly Pumpkin», «Green Flash», «Southern Tier» и многие, многие другие, и это только США. Достойную конкуренцию им составляют основательно осевший здесь датчанин «Mikkeller» и голландский «De Molen», в помощь к ним не так давно подключились норвежцы с «Nøgne», представленные здесь лучшими своими образцами, есть продукция новозеландской крафтовой пивоварни «8 Wired» и датской «To Øl», плюс не плохой выбор бельгийцев и англичан.


Особняком в баре представлено местное пиво, которое пока что вариться на «De Molen», но после открытия своей пивоварни в подвальном помещении «ALEhouse», пиво будет производиться прямо здесь.
На момент моего первого визита, ассортимент местного пива составляли 3 сорта, «Black Sheep» – хорошо охмеленный стаут в американском стиле, «Prima Donna» – сезонный сорт бара, сваренный по традиции бельгийских мастеров, и «Bitter Poet» – американский пэйл эль. Причем местное пиво в баре есть как в бутылке, так и на кране.

И начать свою пивную одиссею в Риге я решил именно с бутылочной версии стаута «ALEhouse Black Sheep». Что там говорить, «De Molen» плохого не сварит. У стаута, как и положено глубокий черный цвет, яркий аромат хмеля и жженого солода, и довольно плотный, горьковато-жженый вкус. В послевкусии уголь. Превосходно!   
Если честно опробовать всю местную линейку пива я не планировал, слишком жестким был мой пивной график в Риге, но один человек, администратор бара «ALEhouse» по имени Норманд изменил мои американские планы на этот день. Норманд показался мне очень приятным и внимательным человеком, мы сразу разговорились с ним на тему пива. Он с интересом попросил написать адрес блога, который я веду, и начал рассказывать о пиве в «ALEhouse». Было очень приятно видеть полностью увлеченного своей работой человека, который может гордиться, тем, что он делает. Как я понял впоследствии Норманд это не просто администратор бара, его значимость в «ALEhouse» по ощущениям намного выше, фантазировать не хочу, но мысли на этот счет имеются.

Уже после первых глотков стаута, Норманд с нетерпением подошел ко мне и спросил – «Ну, как? Нравиться? Что скажешь?». Было видно как для него важно каждое мнение о пиве «ALEhouse». Словно чувствуя, что мой немного повеселевший от прекрасного стаута глаз смотрит куда-то за океан… Норманд, тут же предложил мне пол бокальчика разливного «ALEhouse Prima Donna» на дегустацию бесплатно и даже принес мне бутылочку для фотографии на блог. Сам же он был где-то неподалеку, ожидая вердикта новой дегустации. Скажу так, было немного сложно оценивать пиво, когда человек, участвовавший в варках, и имеющий как я понял прямое отношение к созданию этих сортов, с гордостью приносил бокал, а потом смотрел на тебя, ожидая, конечно же, только положительных оценок. Но я старался быть объективными  и надеюсь, что это у меня получилось. А вердикт был следующим. У разливной версии сезона свежий и приятный цитрусово-кисловатый аромат, отдающий персиком, манго и нектарином; вкус горьковато-цитрусовый, свежий и мягкий, в послевкусии хмель. Отличный, летний сезон.

Не успел я допить «Прима Донну», как Норманд снова обрадовал меня. – «Я бы очень хотел, чтобы ты попробовал наш «Bitter Poet», подождешь немного, мне нужно будет только открыть новую кегу». Разумеется, ответ был положительным, я думаю, что говорить о том, как такой жест был приятен, даже излишне. Через некоторое время новая дегустационная доза появилась у меня на столе. «Bitter Poet» показался мне менее насыщенным, чем два предыдущих образца, но вполне приятным. В аромате сено и травы, вкус легкий и хмелевой, чуть горьковатый, в послевкусии добавляется мягкая сухость. Не плохой APA, очень питкий.
В завершении первого дня 2 бутылочки отправились в холодильник для дегустации на следующий день, а я же стал счастливым обладателем бокала «Flying Dog», который мне подарил Норманд, за что ему огромное спасибо.

На следующий день мы оказались в «ALEhouse» ближе к вечеру, в этот раз в баре работал очень позитивный человек по имени Андрес, который даже немного помог супруге повеселить нашего малыша, в то время как папа занимался своим делом. Когда мы пришли местные пивные гики уже собрались у стойки и дегустировали презентованную Андресом бутылочку «Nils Oscar Imperial Stout», ну а я приступил к своей дегустации.

Первым пошел «Lost Abbey Mayan Apocalypse Judgment Day» (USA), abv 10.5%, по стилю «quadrupel» специально сваренный под прошлогодний конец света, который мы все с вами благополучно пережили. Очевидно, что мастера с «Lost Abbey» хотели сварить не простой «quadrupel», а что-нибудь в духе или стиле Майя, взяли и забубенили туда высушенные плоды перца чили, корицу, и тамаринд. Последний ингредиент особенно интересен тем, что «тамаринд», он же «Индийский финик» был интродуцирован в XVI именно в Мексике и Южной Америке. Так что пивоварам из Калифорнии удалось-таки сварить пиво, глоток которого способен напомнить нам о древних Майя и их мрачных предсказаниях.
Пивоварня «Lost Abbey» кстати, варит и обычный «Judgment Day» тоже «quadrupel», но без добавок, а вот версия «Mayan Apocalypse» кстати, варилась только раз, и больше не планируется. В составе, между прочим, такие виды хмеля как Challenger and East Kent Golding. Само же пиво очень темное с легким коричневатым оттенком, густое и вязкое по консистенции, с шикарной кофейной пенной шапкой. Аромат неимоверно яркий и я бы даже сказал острый, в атаке мощный перец, сухофрукты, вино, шоколад и ликер. Да, запах пива определенно напомнил мне аромат хорошего ликера. Вкус потрясающий, теплый и очень винный, хорошо чувствуются специи, которые усложняют и без того сложный и благородный вкус «Апокалипсиса». Дальше идут сухофрукты, пиво расплывается по рецепторам, и нежно обволакивает их, гармонично выступает благородная горчинка переходящая в мощнейшую и вяжущую сухость, которая в свою очередь создает ощущение, что ты сделал глоток дорого бренди или чего-то в этом духе. В послевкусии во рту остается вяжущая и шоколадная сухость, это великолепно. На мой взгляд - фантастическое пиво. Несмотря на то, что пиво заявлено как «quadrupel», лично я такого «куадрупеля» еще никогда не пил. Магические добавки действительно создают ощущения чего-то индейского. Считаю что «Lost Abbey Mayan Apocalypse Judgment Day» это шедевр!

Вторым на арену выступил еще один образец из США, пиво от знаменитой Орегонской пивоварни «Rogue Shakespeare Oatmeal Stout» (USA), abv 6%, 69 IBU, это знаменитый овсяный американский стаут, усложненный 9-ю ингредиентами (Great Western 2-Row, Crystal 135/165, Chocolate Malts; Perle & Cascade Hops; Rolled Oats, Roasted Barley, Free Range Coastal Water & Pacman Yeast). Пиво, между прочим, не так давно завоевало титул «World's Best Oatmeal Stout 2012». По цвету пиво, как и положено стауту черное, дегтеобразное, с жжено-кофейной, вязкой и потрясающей пеной. Аромат восхитительный, хмель на первом плане, дальше идут копчености, горелая древесина, дубовые, но не выдержанные тона, шоколад и что-то кондитерское. Вдыхать одно удовольствие! Вкус умеренно-жженый, горьковатый, сбалансированный, в котором выступают легкие угольные и овсяные ноты, копчености, горелая древесина и горький шоколад, в послевкусии, которое получается немного суховатым, даже съедаешь целую плитку этого самого шоколада, всё очень гармонично и ровно. Солодовое тело сложное, переплетенное множеством оттенков, хотя при первом глотке этого не ощущаешь, пиво раскрывается постепенно. В целом же вкус довольно ровный, и я бы сказал образцово-показательный, вот таким и должен быть он, - овсяный стаут.

На следующий день я попал на дегустацию довольно редких образцов от крафтовых норвежцев с «Nøgne Ø», пиво которых появилось в «ALEhouse» аккурат за день до моего визита, что не могло не радовать.

Итак, пиво было разлито в дегустационные дозы, поэтому в полной мере насладиться пивом, конечно же, не удалось, но оценить вполне получилось.

«Nøgne Ø 100% Peated» (Norway), abv 8,5% – вообще это интересное пиво, сваренное специально с копченым на торфе солодом шотландского виски, что придает пиву копченный характер. В итоге я вижу перед собой напиток светло-янтарного света, со светлой пеной, внешний вид очень напоминает обычный лагер. Аромат вроде бы ожидаемый, и в тоже время неожиданный отдающий копченым мясом, торфом, дымом, мазутой, горящим машинным маслом и еще бог знает чем … очень необычно, и в общем-то интересно. Вкус имеет сладко-солодовое начало, и копчено-торфяное продолжение, куда же без него, во вкусе и послевкусии всё та же горящая мазута, к которой добавляется легкая сухость. Ну, прямо скажу на любителя, а может быть и только эксперимента ради, не знаю.

«Nøgne Ø Imperial Stout Barrel Aged 2012» (Norway), abv 9% – специальная версия имперского стаута, выдержанная в дубовой бочке. В бокал выливается адски густая и черная как смоль дегтеобразная жидкость с темно-жженой пеной. Аромат жженый, винный и немного лекарственный. Вкус мощный, тягучий и крепленный, с винным характером, который взрывается дымом и горелой древесиной, и отлично согревает, завершаясь суховато-горьковатым послевкусием. Мощная штука.

Следующий дегустационный день торжественно открывал «De Molen Tsarina Esra Imperial Porter» (Netherlands), abv 11%, IBU 94 – крепкий императорский портер от легендарной голландской пивоварни «De Molen». Скажу честно, этот образец меня поразил настолько, что сразу он занял абсолютное первое место в списке лучшего пива, что я, когда-либо пробовал на данный момент. До этого я никогда не пил ни имперских портеров, ни уж тем более продукции «De Molen», и выпитый в тот день «Tsarina Esra Imperial Porter» открыл для меня какие-то новые, но уже совершенно непостижимые горизонты в мире пива, сказать что «De Molen Tsarina Esra Imperial Porter» это просто шедевр, для меня это значит не сказать ничего, это нужно только пробовать. По цвету пиво черное как ночь, густое и тягучее. Аромат очень яркий и неповторимый, какой-то сладко-кондитерский, на первом плане нотки портвейна, дальше идет ваниль, шоколадный крем, и бренди. Вкус портера очень сложный и тягучий, вначале выступает портвейная сладость, мгновенно всё во рту обволакивается шоколадно-кремовой бахромой, напоминающей вкус шоколадных вафель, вкус нежно расползается по рецепторам, появляется благородная горечь, горелая древесина, и сухость. При этом у пива просто идеальный баланс. Мега-портер. Очень понравился супруге.
После блестящего выступления портера от «De Molen», планка поднята до невозможности, дух соперников сломан, но попытаться стоит.

На очереди «Nøgne Ø # 100» (Norway), abv 10%, 80 IBU – наверное, самый неоднозначный «Barley Wine» от крафтовых норвежцев, почему неоднозначный? Да потому что норвежцы сварили по сути «Imperial IPA», но почему-то отправили на продажу в США, бутылочки с этикеткой на которой было написано «Barley Wine», и началась путаница. На сайтах «ratebeer» и «beeradvocate» это пиво относится как раз к стилю «Barley Wine», и бутылочка, которая досталась мне, тоже явственно говорила об этом. Я же честно признаюсь, до момента дегустации не знал что «Nøgne Ø # 100» не является «Barley Wine», и взял его, что бы познакомиться с этим новым для меня стилем, но уже с первым глотком я почуял подвох… но, наверное, самый приятный подвох, который я мог себе представить. После налива в бокал я сразу ощутил мощнейший микстурный аромат, хмелевые и травянистые перелёты, мелиссу, мяту, и зеленый чай, которые взрываются и во вкусе, тоже травянисто-микстурном, горьком и сухом. Ощущение такое, что ты пьешь зеленый чай, в который набухали американского хмеля, вкус пива заметно вяжет! Класс!
Одного «Де Молена» было мало, и на следующей дегустации случилась столь желанная встреча с Распутиным.

«De Molen Rasputin» (Netherlands), abv 10,4% – еще один выдающийся образец от мега голландцев, на этот раз русский императорский стаут. Пиво, как и положено имперскому стауту, черное и густое, пена светло-кофейная. В аромате богатая солодовая сладость, жженая карамель, ириска, шоколад, черный кофе, и характерный для данного стиля кондитерский оттенок. Вкус многогранный, мощный и обволакивающий с привкусом горького шоколада и согревающим эффектом виски. В послевкусии вяжущая сухость, и легкая острота на языке. Образцово-тягучий имперский статут!

В завершении был опробован «Mikkeller Texas Ranger» (Denmark), abv 6,6% – пиво от знаменитого датского пивовара, сваренное с перцем чили. Если честно очень неожиданное пиво, как же замечательно, что я решил пить его в конце, в противном случае мне пришлось бы пить много кофе. По цвету пиво не предвещает ни чего необычного, темное, густое, жженое. Аромат уже приоткрывает завесу тайный, он мощный, жженый и травянисто-лекарственный, по запаху пиво напоминает какую-то микстуру или запах порошка, которым пломбируют зубы, не знаю, но у меня почему-то возникли именно такие ассоциации. Первый глоток техасского рейнджера не предвещает беды, он жженый, горелый и немного фруктовый, а вот дальше, в послевкусии начинается самое интересное, в горле начинает очень сильно першить, горчить и острить, и реально, кажется, что ты проглотил настоящий перец чили! С каждым глоток объем перца, которым ты заедаешь, вполне обычный стаут, увеличивается, и дышать становится всё труднее. Очевидно, что Миккель, так и задумывал, не зря он изобразил коварный перчик на этикетке, как бы предупреждая о единицах остроты. Я никогда не пил такое острое пиво – послевкусие реально обжигает горло! Пьется, конечно, нелегко, и в момент распития думаешь – «в ближайшее время такое, наверное, пробовать не буду», но эксперимент потрясающий, и сейчас спустя некоторое количество времени даже хочется его повторить!

На этом дегустации в баре «AleHouse» были завершены. Остальные сорта были опробованы в Риге, но уже в домашней обстановке. Привожу список:

Weyerbacher Imperial Pumpkin Ale (USA)
To Øl Final Frontier DIPA (Denmark)
Green Flash Double Stout (USA)
Drakes Denogginizer (USA)
8 Wired iStout (New Zealand)
Anchorage Whiteout Wit Bier (USA)
Southern Tier 2X Stout (USA)
Mikkeller Spontancranberry (Denmark)

Подробные обзоры на эти и озвученные здесь марки в ближайшее время появятся в моём блоге.

А вот то, что удалось привезти с собой.



От себя лишь скажу, что бар «ALEhouse» отличное пристанище для пивных маньяков. Находится он не так далеко от нас, билеты на самолет дешевые, а выбор более чем впечатляющий. В общем, очень рекомендую к посещению.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ShareThis